Дело, как всегда, в советском эксперименте над человеком, из которого, как из шинели, мы и вышли.
Представим себе некое пространство, в котором существуют мнения людей.
Шкалой левый-правый описываются лишь самые простые политические предпочтения, а для того чтоб описать что-то посложнее, нужна уже поверхность. А если эта поверхность имеет собственный рельеф, то не получается ограничиться двумя координатами, приходится учитывать еще и высоту препятствий. А еще не забудем про время - изменения убеждений и представлений человека будут рисовать по поверхности какую-то траекторию его "движения".
Можно и дальше усложнять нашу аналогию, но я не буду. То что у нас получилось - выглядит так: есть ландшафт, по которому туда-сюда медленно бродят точечки личных мнений. И если мы говорим не о предпочтениях в еде, а о политических взглядах, то понятно что положение точек - вещь совершенно неслучайная. Скопления точек указывают на общность мнений - приверженцев определенной партии, или хотя бы людей с близким социальным бэкграундом.
Советская пропаганда приспособилась так изменять ландшафт этой поверхности, чтоб точечки-мнения оставались только в "правильной" отрасли. Для простоты можно сказать что вокруг дозволенной для советских мнений небольшой области была выстроена круговая высокая стенка. Получился кратер с высокими краями. Подниматься по склону кратера вверх было крайне небезопасно, поэтому в основном мнения советских граждан лежали в приемлемой для власти области - на дне кратера.
Российская пропаганда в 2000-ых не могла себе позволить того же способа борьбы с инакомыслием, но изобрела новый, как оказалось - гораздо более совершенный. Вместо выстраивания стены вокруг "своей" территории, роспропаганда начала рыть ямы с гладкими покатыми краями, куда крайне легко случайно загреметь, а вот выбраться - очень непросто (см. потенциальная яма). "Крымнаш" и его дальнейшие модификации - именно такая яма, оказавшаяся отчаянно удачной - туда рухнула большая часть страны. Теперь на дне этой общей ямы сидят и те кто себя считают левыми, и те кто считает правыми.
Увы, само положение в яме таково, что люди там сидящие - искренне верят что именно отсюда, из ямы, лучше видно что же происходит в мире и то что в яму они попали добровольно. А тот момент что сидящие рядом видят то же самое - по их мнению доказывает неоспоримую правильность взгляда на мир из ямы. Все остальные, в яму не свалившиеся - выглядят сумасшедшими или предателями.