Canta napoli (cantanapoli) wrote,
Canta napoli
cantanapoli

Практика подбора и мотивации персонала для малого бизнеса (IT). Первая часть.

Знаю, что такие вот названия для меня совершенно нехарактерны (да и темы тоже) — я практически ничего не пишу о своей работе. Но тут деваться некуда — я как-то у себя в ФБ задал вопрос о том чтоб такого мне написать и получил всего два ответа в срок. Один из них вы видите в заглавии, так что “взялся — ходи”.

Заглавие вышло очень похожим то ли на название университетсткого курса или учебное пособие в скучной бизнес-обложке. И в самом деле — тема рекрутинга/мотивации огромна, в двух и даже трех словах невозможно изложить даже суть вопроса. Да, немного спасает приписка что для малого бизнеса и для IT, а то и шансов не было бы, но все равно, это будет скорее чек-лист с возможностями и моими комментариями, чем какое-то серьезное пособие.

Несколько тезисов:

1. Когда я говорю про малый бизнес — то это действительно малый бизнес, небольшие аутсорсные команды и стартапы. Для IT-команд это коллективы величиной до 30 человек, офисные или распределенные.
2. Все что я буду писать — соответсвует украинским реалиям, я не претендую на универсальность. И да, это лично мой опыт, возможно — глубоко ошибочный и порочный.

Для компаний, находящихся в состоянии жесткого недостатка как финансов, так и квалифицированных ресурсов (верно для почти всех молодых компаний), осмысленных вариантов найма персонала не так уж много:

1. Поиск через знакомых (обычно с бонусом за привод человека в команду). Это работает, но решение это ситуационное, строить на этом всю свою политику найма не выйдет — знакомые, желающие сменить работу, заканчиваются достаточно быстро.
2. Публикация обьявлений на сайтах поиска работы, в соцсетях. Дешево и сердито, конкуренция высокая, обьявления малых компаний без истории в целом уныло-однотипные. Тем не менее, отказываться от этого способа привлечение кандидатов не стоит — уж очень он простой и ненакладный.
3. Рекрутинговые агентства, специалисты-хедхантеры, сайты типа Джинна (с платой за приведенного специалиста) — дорого, более качественная фильтрация мусорных кандидатов. Стоит использовать в тех случаях если есть точные требования и поиск срочный.
4. Штатный рекрутер, планомерно просеивающий соцсети и контактирующий с потенциальными работниками. Умеренные затраты (при том что эффективность может быть весьма высокой). Здесь, правда, все упирается в профессионализм, активность и знание темы этим самым рекрутером (впрочем, как всегда).
5. Участие в разнообразных мероприятиях с попытками привлечь интересных потенциальных сотрудников к своим проектам. Для малых команд может быть проблемой из-за того же недостатка ресурсов который я упоминал. Впрочем, здесь нужно смотреть на конкретику.
6. Я что-то забыл? Буду рад дополнить список.

С удержанием персонала все много сложнее. Нужно не забывать что находясь внутри компании человек знает многое из того что находится вне рекламного стенда, в его принятие на борт уже вложены деньги — и его уход может стоить много больше того обьема работы, который он делает ежедневно.

Поэтому важно:

1. Наличие внятной обратной связи для сотрудника — как он работает, что получается, что нет. Это должен делать как прямой менеджер, так и HR-менеджер на ежемесячных личных встречах с сотрудником.
2. Дружественная атмосфера внутри коллектива. Вот это гораздо проще продекларировать, чем реально достичь. Впрочем, к счастью для малых коллективов это хотя бы возможно. Обычно используется семейная модель.
3. Внятная, честная и открытая система начисления зарплаты, ее повышения, карьерных перспектив. Очень тяжело.
4. Тимбилдинг, извините за выражение. Зачастую принимает уродливые формы унылой обязаловки, что совершенно неправильно. А как правильно? Зависит от компании, от интересов людей в ней, рецепта для всех нет и быть не может.
5. Опять же — напоминайте, что я упустил.

На этом на данный момент прервусь. Рассчитываю написать дополнение после ваших комментариев.

Этот текст c полным форматированием и другие мои истории расположены по ссылке: https://eugeneronin.com

оригинал на [cantanapoli@DW], комментарии: [comment count unavailable]
Subscribe

  • "Двигать ворота". Политические слова.

    Moving the goalposts — идиома, конечно, не целиком политическая, но она так часто мелькает в политических дискуссиях, что я все-таки возьму на…

  • Братский газлайтинг.

    Повторяю эту историю - потому что ничего не поменялось, только разве что некоторые факты стали резче и отчетливее видны.…

  • Вакцинация и наоборот

    Несмотря на то что вакцина от бешенства существует очень давно (была создана в конце 19 века тем самым Луи Пастером) — бешенство по прежнему…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments