Canta napoli (cantanapoli) wrote,
Canta napoli
cantanapoli

Categories:

Просроченное будущее

Мы ведь живем в будущем, 21-ый век на дворе. Именно сюда вся классическая фантастика помещала будущие чудеса, межгалактические перелеты, восстания машин, апокалипсисы и другие интересные штуки.

Мне страшно интересно смотреть как прихотливо менялся в 20-ом веке образ мира грядущего. И ведь весь прошедший век человечество пыталось создать мир будущего - как в виде книг, фильмов и архитектурных опытов, так и путем построения идеологий, устройства чудовищных мясорубок и научных прорывов.

Собственно, именно в 20 веке в виде отдельного жанра появилась (и что важнее - стала популярной) фантастика. А в сфере социальных наук в то же время появилась ее более серьезная сестра - футурология.

Я в свое время был страшно увлечен фантастикой, поэтому буду говорить именно о ней.

У Уильяма Гибсона есть отличнейший рассказик "Континуум Гернсбека", о том как фотограф в 80-ых неожиданно проваливается в мир представлений об этих годах, порожденных технооптимизмом начала 20-го века.

Сейчас такой стиль, где будущее проецируется из прошлого (если точнее - из исторического промежутка 1900-1950 годов) называется ретрофутуризмом, но когда Гибсон писал рассказ это слово еще не придумали.

Название рассказа тоже вполне знаковое - Хьюго Гернсбек это издатель знаменитого альманаха фантастики "Amazing stories", сам изобретатель и писатель-фантаст. Его влияние на отрасль было столь значимым, что его именем названа одна из самых уважаемых премий в области фантастики.

Но забавный момент состоит в том что Уильям Гибсон, написавший этот рассказ предсказал собственное писательское будущее.

Он в тех же 80-ых годах прошлого века стал знаменит как автор фантастических романов в стилистике киберпанк. Хоть Гибсон и не придумал сам термин, но он безусловно был самым известным писателем, работавшим в этой стилистике, а его мир наиболее узнаваем и проработан.

При этом мир Гибсона - если вдуматься, совершенно не фантастичен.

Краткая характеристика киберпанка - "высокие технологии и неблагополучие", достаточно точно описывает ощущение жителей Америки эпохи нефтяного кризиса 80-ых. Слабое правительство, могучие иностранные корпорации, купающиеся в деньгах, уличная преступность - все это можно увидеть в книгах и фильмах того времени.

Гибсон только развил эти идеи и усугубил их до последней степени (вот по этому методу), а затем  воплотил в интересном антураже и персонажах.

Безусловно, его фантазия и писательский талант - это важная причина популярности киберпанк-произведений. Но вторая, все же, состояла в том что люди видели вокруг себя похожие тенденции и продолжали их в будущее.




Так вот, киберпанк стал таким же несбывшимся пророчеством как и ретрофутуризм. Гибсон и другие писатели этого направления сумели создать яркий и интересный, но при этом исключительно воображаемый мир.

Япония не стала мировой сверхдержавой, корпорации  не бросают открыто вызов государствам, уровень технологии коррелирует с качеством жизни напрямую. Киберпанк остался красивым художественным образом, картинкой на экране и текстом в книге.

Этот текст и другие мои истории: https://eugeneronin.com

[cantanapoli@DW], комментарии: [comment count unavailable]
Subscribe

  • (no subject)

    Похоже мобильный телефон изволят подыхать. Причем делает это интересным образом - сначала он начал рвать прослушивание звука в ютюбе когда я…

  • "Двигать ворота". Политические слова.

    Moving the goalposts — идиома, конечно, не целиком политическая, но она так часто мелькает в политических дискуссиях, что я все-таки возьму на…

  • Многоязычный (солярный) Wordpress

    Почему солярный? Дело в том что пару месяцев назад я написал заметку про WordPress нуарный, где описывал свои горести в создании сайта с несколькими…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments