Canta napoli (cantanapoli) wrote,
Canta napoli
cantanapoli

Вынюхивание будущего

Пару дней назад у меня был интереснейший разговор c Ольгой о предмете в котором я ровно ничего не понимаю. О моде. Получившийся почти что лонгрид с ее фактами и моими мыслями см. ниже.

Это действительно огромный мир, своей сложностью ничуть не уступающий другим культурным феноменам - мирам кино или литературы, например. А возможно и превосходящий их - все-таки швейная индустрия, обслуживающий мир моды - по обьемам товара, прибылям и количеству занятых легко заткнет за пояс тот же кинематограф (про книгопечатание даже и говорить не буду).

И да, я почти ничего не знаю о внутренних механизмах мира моды, и именно поэтому разговор был таким захватывающим (и вполне возможно вам таким не покажется).




А мода-то не просто случайный набор цветов и фасонов, меняющийся каждый год.  Любой большой тренд в манере одеваться и шире - выглядеть, отражает эпоху, его породившую. Конкретная деталь в одежде и манере себя вести - может быть случайной, но вот общий настрой и логика изменений - отражает те изменения которые происходят в обществе.

Скажем, совершенно неслучайно во время и после Второй Мировой юбки американок укоротились, а одежда упростилась - это отразило уход женщин в цеха взамен воюющих мужчин (см. клепальщица Рози), а после войны - отказ женщин от образа домохозяек.

В эпоху хиппи бурлил протест молодежи против рушащегося традиционного мира. И он, как и все остальные громкие явления начала 60-ых: cекс, наркотики, рок-н-ролл - отразились в тогдашней моде. Все эти псевдоиндийские и псевдоиндейские одежды, бороды, цвета - это про эпоху.

 

Если бы я лучше разбирался в теме, я бы наверное, накидал бы еще примеров, но не буду умничать. Для меня достаточно факта - изменения в том что люди ХОТЯТ носить - не случайны. Это процесс который затрагивает и общество и индустрию, откликающуюся на изменения.




Наш новый быстрый мир породил феномен быстрой моды - когда новые тенденции перестали считаться годами, а внутри сезона успевает сменить друг-друга три-четыре мини-моды. Кажется что вокруг все мелькает с бешеной скоростью, инстаграммы раскаляются от новинок.

Особенно меня поражает то что модные показы демонстрируют моду не нынешнюю, а то что будут носить через год. Или даже через два.

Угадывание и предсказание тенденций не забава - а ставка в игре, в которую вынуждена играть вся индустрия моды. Те компании и дома моды кто сумеет правильно угадать тенденцию - сорвут куш, остальные просто потратят деньги. И чем больше вектор изменений - тем больше риски, но тем больше и выигрыш.

Причем угадывается вовсе не просто изменения формата одежды, а нечто большее - изменения образа жизни. Будут ли через год так же актуальны спортивные шмотки или фитоняши отправятся на свалку истории (да, такое тоже может быть - см. тут)? Может быть мировое потепление вызовет аномально высокие температуры? Тогда будут носить совсем легкую сверхпляжную одежду.

Те кто угадывали больше всего в прошлом - сейчас на слуху, их коллекции лучше всего продаются. Так может они не угадывают будущие изменения в моде, а формируют их (кто сказал Apple)?

Вопрос не имеет смысла. Формирование рынка и готовность рынка принять товар - два одновременно идущих процесса. Который из них главнее - внятно никто не скажет. И на один Apple приходятся десятки Nokia, которые были до поры уверены что они короли рынка и повелевают изменениями.




Прекрасный мир гламурных показов, роскоши, неги и безупречных шестифутовых моделей - всегда выглядел для меня медийно-рекламным фантомом.

Да, мода это современная индустрия со всеми ее атрибутами в виде бизнес-планов, расчетов оборачиваемости, международной логистики и т.д.

Но при этом модные показы и тусовки - тоже имеют вполне практическое значение. Это один из этапов разработки новых фасонов, тестирование и перекрестное опыление креативной части мира моды. Это такая же обязательная часть индустриального производства, как и работа закройщика (а равно бухгалтера, логиста), просто протекает она в совершенно иных условиях. И цена для участников всех этих роскошных  фуршетов после показа так велика, что я не знаю, стоит ли уж так им завидовать(см. тут - лонгрид BBC о жизни модели в Париже).

Но это же мода высокая, для услаждения богатых и знаменитых, наверное простая массовая одежда шьется и моделируется из совершенно других соображений.

На самом деле никакой особой стены до неба между этими двумя модами нет - наоборот, мода для богатых, буде она хорошо продается - сразу становится модой для бедных. Разумеется с необходимыми упрощениями и удешевлениями, но зато быстро, очень быстро (см. выше про быструю моду).




В общем - я рад что этот модный мир так сложен и малопонятен. Это еще раз доказывает как хитро и ловко устроен окружающий мир и сколько в нем интересных и неисследованных областей.

Этот текст и другие мои истории: https://eugeneronin.com

[cantanapoli@DW], комментарии: [comment count unavailable]
Subscribe

  • "...чем Россия"

    Мне нравится слушать лекции Екатерины Шульман. Они рождают надежду на то что душная вонь политических репрессий, пропитавшая современную Россию…

  • (no subject)

    Похоже мобильный телефон изволят подыхать. Причем делает это интересным образом - сначала он начал рвать прослушивание звука в ютюбе когда я…

  • "Двигать ворота". Политические слова.

    Moving the goalposts — идиома, конечно, не целиком политическая, но она так часто мелькает в политических дискуссиях, что я все-таки возьму на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments